Яна Чаплинская

Ваш личный менеджер

Обучение - точное, как код

По мнению многих автолюбителей лидером топливного рынка Нового Уренгоя является компания «Универсальный альянс» (УА). Честно говоря, меня брали сомнения, правда ли то, о чём говорят бывалые водители? Чтобы это выяснить, было решено провести день на базе предприятия и оценить систему топливного бизнеса изнутри

Как добиться качества?

Один мой знакомый часто ездит из Уренгоя в Ноябрьск. Мужчина рассказывал, что, заправившись на автозаправочной станции (АЗС) компании «Универсальный альянс», он ехал со скоростью 100 км/час. В Ноябрьск он прибыл с расходом топлива в 7,6 литров на 100 километров. В итоге ему хватит топлива ещё на 100 километров. Когда он возвращался обратно, то ради эксперимента заправился на одной из брэндовых российских заправок. Расход увеличивается до 9,7 л на 100 километров, а бака кое-как хватило, чтобы доехать до Нового Уренгоя. Известно, что низкое качество топлива способствует большему расходу на километр. Но мне было непонятно: как «Универсальный альянс» добивается отменного качества топлива?

Оказывается, дело не только в исходном качестве бензина, производимого на лучших заводах. Всё дело в системе сохранения качества при всех переходах топлива: в цистерну, ёмкости для хранения, бензовоз, АЗС и бак автомобиля. Как выяснилось, особенно сильно падает качество топлива на последних этапах. Всех секретов технологии специалисты компании «Универсальный альянс» мне не рассказали, но я знаю, что построение самой организационной технологии заняло достаточно большое количество времени. Самыми сложными оказались три вещи: полная автоматизация технологии, слом сопротивления персонала по её внедрению, обучение сотрудников многим составляющим технологии.

Особенно любопытна система обучения, которая стала для меня открытием. Бизнес-тренер пояснил, что они создали свою систему, опираясь на опыт западного обучения и, как ни странно, советского. Во-первых, в бизнес-школе компании УА специалисты пользуются формулой «70/25/5». Расшифровка формулы такова: 70 процентов знаний человек получает в процессе работы. 25 процентов знаний сотрудник получает методом «опыления», работая в коллективе, богатом профессиональными навыками. И только пять процентов из всего опыта человек наследует от различных курсов, тренингов и вузов.

Делай как я

Из лучшей на сегодняшний день финской бизнес-школы, которая, кстати, построена по методикам школ ГДР и СССР, бизнес-школа УА взяла на вооружение обучение по наставничеству. Суть этого метода заключается в том, что к профессионально состоявшемуся специалисту прикрепляется молодой сотрудник, который работает в качестве помощника по принципу «делай как я». Через несколько месяцев «по некоему волшебству» молодой сотрудник уже готовый бизнесмен или технический руководитель.

Я провела день в компании и посмотрела, как проходит приём на работу и, конечно, само обучение. Любопытно, что при приёме на работу здесь тестируют. Первый тест люди проходят на психологическую предрасположенность к тому или иному роду занятий, выявляя наиболее успешные. Ещё для меня было странным, что кандидату сразу говорят о предстоящих трудностях. Этакая проверка «на слабо». Мне это не очень понравилось, но специалисты говорят, что такой подход позволяет и людям, и компании найти и обрести друг друга. Затем тесты на IQ, логику и, наконец, обучение.

Здесь подробно учат самой технологии качества, рассказывают об удобстве пользования автоматизированными системами, преподают экономику, теорию и практику продаж. Мне показали сайт технологий компании, где прямо в онлайн-режиме можно заключить договор, купить топливную карту организации, узнать о ценах на топливо. В личном кабинете можно установить лимит, произвести платежи, посмотреть баланс, отследить заправку конкретных автомобилей по времени, месту, объёму. При этом все данные поступают автоматически в бухгалтерию предприятия или через СМС-рассылку физическим лицам. Никаких лишних бумаг и времени: всё просто, быстро и удобно.

Особенно меня поразили внутренние курсы по продажам. Я даже не представляла, насколько это сложная наука. Как оказалось, компания периодически проводит месячное обучение по продажам с приглашением лучших бизнес-тренеров России. Например, обучение проводили такие киты технологии продаж, как Валерий Ильинский, Андрей Парабеллум, Елена Сакулина. На занятиях хитрый бизнес-тренер задал мне вопрос: «А кто ведёт беседу?» Я предположила: «Старший по должности». «Нет». «Самый уважаемый человек», продолжаю гадать. «Нет». «Тогда не знаю...». Правильный ответ меня озадачил: «Беседу ведёт тот, кто задаёт вопросы». Теории и рассказов было чрезвычайно мало, не более пяти процентов. Тренер моделировал ситуацию и задавал вопрос: «А как бы вы поступили?». Он «мучил» слушателей вопросами, но постепенно подводил к правильным ответам. Потом пояснил, что пока его аудитория не поймёт и не придёт к правильному ответу, она ничего не запомнит. А дальше бизнес-тренер закреплял результат, а чтобы его слушатели прониклись сутью урока, повторял полученные результаты 30-40 раз. После этого его ученики уж точно никогда не ошибутся даже в самой нестандартной ситуации.

Докопаться самому

Занятия по автоматизации в компании ведёт Кирилл Шатунов. Руководством была поставлена задача автоматизировать все стороны деятельности компании, максимально исключив человеческий фактор. Упор был поставлен на простоту и понятный интерфейс программ. Благодаря этому любой, даже неподготовленный сотрудник получает возможность качественно исполнять свои обязанности. При автоматизации очередного процесса компании все сотрудники, вовлечённые в этот процесс, проходят дополнительное обучение, по окончании которого проводится тестирование, а результаты теста сохраняются в личном деле сотрудника.

Также сотрудники компании активно вовлечены в процесс подготовки и разработки технических заданий для автоматизации, что позволяет добиться высокой степени удобства автоматизированных рабочих мест. В автоматизации компании, там, где это целесообразно, широко используются самые новые методики управления процессами, в то же время не забывается старое, доброе, вечное.

Особо любопытно было обучение экономике. Я с удовольствием узнала, что такое ВЕР. Английская транслитерация расшифровывается просто: «вер» - это точка безубыточности.

Кирилл Шатунов просто и понятно объяснил, зачем она нужна, её физический смысл и как эта точка вычисляется. Меня научили, как ею пользоваться в обычном быту.

Я никогда не думала, что обучение может длиться 16-18 секунд. Не верите? Я тоже не верила. Мне довелось быть свидетелем любопытной сцены. Директор «Универсального альянса» заходит в кабинет финансистов и экономистов и задаёт вопрос: «Что такое EVA? в чем её физический смысл?». Побеждает тот, кто быстрее правильно ответит. Точный и незамедлительный, как выстрел, ответ дал главный экономист: «Equity Value Added - экономическая добавленная стоимость (ЭДC). ЭДC показывает, насколько выгоднее оборот денежных средств в бизнесе, нежели их вложение в банк».

Специалисты УА мне пояснили, что при этой форме обучения достигается важный результат: люди сами докапываются до необходимых в практической работе знаний. Это на 300 процентов эффективнее, чем любые лекции. Хотя справедливости ради скажу, что лекции здесь читает профессор Владимир Савчук номер один в европейской микроэкономике.

* оригинал статьи (нажмите на изображение чтобы увеличить)

Обучение - точное, как код